Ответы на вопросы, поступившие от бизнес-сообщества в ходе подготовки к заседанию Консультативной рабочей группы по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности Татарстанской таможни 29.03.2018 г.

Ответы на вопросы,

 поступившие от бизнес-сообщества в ходе подготовки

к заседанию Консультативной рабочей группы по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности

Татарстанской таможни 29.03.2018 г.

 

Вопрос. О возможностях использования «Личного кабинета» на сайте Федеральной таможенной службы при подаче таможенной декларации, отчетности таможенному органу, заявлений на включение в реестр области таможенного дела.

Ответ: В настоящее время интернет-ресурс «Личный кабинет участника ВЭД» на сайте Федеральной таможенной службы позволяет подавать таможенные декларации (декларации на товары, транзитные декларации) и отчетности таможенному органу, связанные с временным хранением, (ДО-1, ДО-2), исключая необходимость использования программных средств, представляемых сторонними организациями, что способствует снижению издержек участников ВЭД. Вышеуказанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. В регионе деятельности имеется практика подачи отчетностей ДО-1 и ДО-2 (резиденты ОЭЗ «Алабуга», ФГУП «Почта России»), а также подача электронных транзитных деклараций (ФГУП «Почта России»).

Возможность подачи заявлений на включение (исключение, внесение изменений)    в реестр области таможенного дела, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, в настоящее время «Личным кабинетом» не предусмотрена. В то же время данные заявления (также подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя) можно подать через Портал государственных услуг Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в 2018 году Федеральная таможенная служба расширяет на своем интернет-ресурсе «Личный кабинет участника ВЭД» функциональные возможности сервиса «Лицевой счет», который является наиболее востребованным у плательщиков (45 тысяч пользователей используют его возможности для оперативного контроля движения денежных средств). Теперь участники ВЭД смогут получать актуальные справочные сведения о задолженности по таможенным платежам и пеням, а также информационные сообщения с реквизитами документа начисления, требованиями об уплате таможенных пошлин и уведомлениями о взыскании таможенных платежей и пеней. Также в «Личном кабинете участника ВЭД» ФТС России запускает два новых информационных сервиса: «Личный кабинет банка» и «Таможенный представитель».

 

Вопрос. О подтверждении пересечения таможенной границы в электронном виде (исключить бумажный вариант).

Ответ: Исключить представление в налоговый орган бумажного носителя в настоящее время не позволяют положения Налогового кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов и налоговых вычетов при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации   с государством - участником Союза, на которой таможенный контроль отменен,  в налоговый орган должна представляться таможенная декларация (ее копия), а также транспортные и товаросопроводительные с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенный контроль вывоза товаров.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость представлять в налоговые органы вместо таможенных деклараций реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия или реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта в порядке, определяемом Минфином России по согласованию с ФТС России. При этом данной нормой Кодекса утверждение Минфином России перечня сведений, отражаемых в указанных реестрах, не предусмотрено. В связи с изложенным в Порядке представления реестров таможенных деклараций, утвержденном приказом Минфина России от 21.05.2010 N 48н, указанный перечень сведений отсутствует.

 

Вопрос: Какие направления в области таможенного дела будут переведены в госуслуги?

Ответ: государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Отличительная особенность государственной услуги от иной деятельности органа исполнительной власти это наличие административного регламента по предоставлению конкретной государственной услуги.

На настоящий момент таможенные органы предоставляют                                              следующие государственные услуги по 13 административным регламентам:

- ведение реестров таможенных перевозчиков;

- ведение реестра таможенных представителей;

- ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;

- ведение реестра уполномоченных экономических операторов;

- ведение реестра складов временного хранения;

- ведение реестра владельцев таможенных складов;

- ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;

- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;

- принятие предварительных решений о стране происхождения товаров;

- информирование о праве Евразийского экономического союза, законодательстве Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;

- исполнение государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств – членами ЕАЭС, валютным законодательством Российской Федерации и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

При этом некоторые услуги предоставляются исключительно ФТС России. Таможни наделены компетенцией в предоставлении услуг по информированию и консультированию, исполнению государственной функции по осуществлению контроля за валютными операциями, а также ведению реестров складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли. Региональные таможенные управления также предоставляют услуги по выдаче и отзыву аттестатов специалистов по таможенным операциям, и принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Запрос на предоставление некоторых государственных услуг можно оформить в электронном виде через Портал государственный услуг gosuslugi.ru, либо через Личный кабинет участника ВЭД на сайте Федеральной таможенной службы.

Информации о дополнении перечня государственных услуг, предоставляемых таможенными органами, не имеется. Реализация иных функций, в том числе таможенного контроля, не являющихся государственными услугами, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

Вопрос. О Решении коллегии ЕАЭС № 25 от 07.02.2018 «О порядке подтверждения фактического вывоза товаров…».

Ответ: В связи с расширением свободного экономического пространства и принятием ТК ЕАЭС издано Решение коллегии ЕАЭС № 25 от 07.02.2018 «О порядке подтверждения фактического вывоза товаров…», которое вступает в силу 01.09.2018 и заменит действующее в настоящий момент Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 330 «О Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза». Основное отличие нового порядка в том, что он предусматривает возможность подтверждения фактического вывоза в электронной форме с использованием штатных программных средств.

 

Вопрос. На практике сталкиваемся, что один и тот же товар по разным декларациям по процедуре ЭК-10, либо выпускается «автоматом» либо нет. Подскажите: может нам дополнительно на что-то стоит обращать внимание? 

Ответ: Полагаем данная ситуация может складываться в связи с обновлениями ФТС России алгоритма прохождения автоматического выпуска либо срабатывания генератора случайных чисел при выборе объектов для профилей риска. При этом критерии прохождения алгоритма автоматического выпуска до таможен не доведены.

 

Вопрос. Особенности декларирования отходов, образовавшихся в процессе переработки товаров на таможенной территории.

Ответ: В соответствии со статьей 163 ТК ЕАЭС, таможенная процедура переработки на таможенной территории – это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке на таможенной территории Союза в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего вывоза с таможенной территории Союза, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой. Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории Союза (продукты переработки, отходы и остатки), приобретают статус иностранных товаров. Статьей 170 ТК ЕАЭС установлено следующее:

1) Отходы, образовавшиеся в результате операций по переработке на таможенной территории Союза, подлежат помещению под таможенные процедуры, предусмотренные ТК АЕЭС, за исключением случаев, когда указанные отходы в соответствии с законодательством государств-членов признаны непригодными для их дальнейшего коммерческого использования либо такие отходы в соответствии с законодательством государств-членов подлежат захоронению, обезвреживанию, утилизации или уничтожению иным способом.

2) Отходы, образовавшиеся в результате операций по переработке на таможенной территории Союза, при помещении под выбранную декларантом таможенную процедуру рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию Союза в этом состоянии.

3) Отходы, указанные в пункте 1 статьи 170 ТК ЕАЭС, не подлежащие помещению под таможенные процедуры, приобретают статус товаров Союза и считаются не находящимися под таможенным контролем со дня их признания в соответствии с законодательством государств-членов непригодными для дальнейшего коммерческого использования либо со дня представления таможенному органу документов, подтверждающих факт захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения образовавшихся отходов иным способом либо факт их передачи для совершения таких операций.

4) Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, безвозвратно утраченные в результате совершения операций по переработке на таможенной территории Союза и признанные таможенными органами производственными потерями, не подлежат помещению под таможенные процедуры при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории.

В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе 31 декларации на товары под номером 6 при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, если ДТ используется в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории, указываются в том числе наименование и код по ТН ВЭД ЕАЭС отходов и остатков.

Таким образом, в случае наличия отходов, образовавшихся в процессе переработки товаров на таможенной территории, возникает необходимость указания их в ДТ, поданной в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, в том числе путем внесения изменений в данную ДТ после выпуска товаров. Далее в отношении отходов необходимо произвести действия, определенные статьей 170 ТК ЕАЭС. При этом сведения об образовавшихся отходах необходимо отразить в отчетностях, представляемых при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории, формы которых установлены Приложением № 1 к Приказу ФТС России от 13 апреля 2011 г. № 778.

 

Вопрос. Электронное взаимодействие по вопросам СВХ. Действующий порядок предоставления сведений по СВХ через портал госуслуг неудобен и слишком сложен. Для подачи сведений приходится использовать подпись генерального директора, что для больших организаций вызывает организационные трудности. Просим рассмотреть возможность организовать процедуру взаимодействия по СВХ через личный кабинет сайта ФТС с проставлением электронной подписи работника декларанта. У работника декларанта всегда имеется соответствующая доверенность на предоставление интересов в таможенном органе, подписанная руководителем организации.

Ответ: Данный порядок работы с Порталом государственных услуг обусловлен положениями Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения (далее – реестр владельцев СВХ), утвержденному приказом ФТС России от 18.11.2011 № 2355 (далее – Административный регламент).

Согласно Административному регламенту для предоставления государственной услуги по ведению реестра владельцев СВХ, заявитель обращается с соответствующим заявлением в таможню, в регионе деятельности которой фактически расположены складские помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ. Данное заявление может быть представлено в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием Портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru).

Заявителем в данном случае является руководитель предприятия, имеющий право подписи от имени юридического лица, информация о котором указана в Едином государственном реестре юридических лиц.

Проблема, в основном, обусловлена тем, что в крупных организациях генеральный директор, как правило, не имеет возможности каждый раз подписывать заявления  усиленной квалифицированной электронной подписью, а передавать свою усиленную квалифицированную электронную подпись по доверенности другим лицам не позволяет служба безопасности предприятия. 

Исходя из вышеизложенного, в 2017 году Татарстанской таможней направлялось предложение в вышестоящий таможенный орган о внесении изменений в последний абзац п. 12 Административного регламента, изложив его в следующей редакции:

«Заявление, предусмотренное настоящим пунктом, может быть представлено в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Заявителя либо доверенного им лица, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"».

Как уже было сказано (первый вопрос), возможность подачи заявлений на включение (исключение, внесение изменений) в реестр области таможенного дела, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, в настоящее время «Личным кабинетом» не предусмотрена. В то же время данные заявления (также подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя) можно подать через Портал государственных услуг Российской Федерации.

 

  1. Декларации по процедуре таможенного транзита с указанием места доставки таможенного органа Республики Беларусь, до сих пор подается на бумажном носителе. Просим реализовать в электронном виде. И насколько необходимо открывать процедуру транзита, если товар идет по территории ЕАЭС? Может пора упростить порядок реэкспорта иностранных товаров? Помещать указанные товары только в процедуру реэкспорта? На наш взгляд таможенное законодательство должно идти к упрощению и удобству для всех сторон таможенных правоотношений.

Ответ: С 1 февраля 2017 года в соответствии с решением Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов таможенного союза от 22.06.2017 № 23/12 «Об эксперименте по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением такой процедуры на принципах электронного документооборота и о порядке его дальнейшего проведения» проводится Эксперимент по совершению таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением такой процедуры на принципах электронного документооборота, между российскими, белорусскими, казахстанскими и киргизскими таможенными органами (далее – Эксперимент). Настоящий Эксперимент применяется в отношении товаров помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных пунктом 4 статьи 146 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно ст. 240 ТК ЕАЭС товары, помещенные под процедуру реэкспорта для перевозки по таможенной территории Союза, помещаются под ТПТТ, в связи с тем, что имеют статус иностранных товаров.

 

  • . Как показала сложившаяся практика работы с ЦЭД Владивосток происходят многочисленные отказы в приеме ДТ. Причина отказа, в том, что у ЦЭД Владивосток нет подтверждения о размещении груза на временное хранение в месте его нахождения. Декларирование происходит по удаленной схеме. Декларант, для подтверждения прикладывает ДО1 и подтверждение о прибытии. Но сотрудники таможенных органов ждут подтверждения по своим программным средствам или каналами связи и не принимают приложенных документов. Как избежать в этом случае неправомерного отказа в приеме ДТ?

Так же идут запросы на предоставление товаросопроводительных документов в ПДФ, приказ о создании ЗТК, которые влекут за собой продление проверки ДТ. Учитывая, что продление проверки ведет за собой размещение груза на СВХ, клиент несет затраты на хранение. Хотелось бы узнать, как избежать таких ситуаций?

Ответ: В настоящее время таможенные посты не участвуют в удаленном выпуске товаров при их декларировании в ЦЭД Владивосток. Вместе с тем таможенные органы при применении технологии удаленного выпуска обязаны руководствоваться приказами ФТС России от 22.04.2011 №845 и от 01.11.2013 №2081, положения которых предусматривают подтверждение местонахождения товаров с использованием программных средств таможенных органов.

В связи с этим полагаем, что ситуация многочисленных отказов в регистрации ДТ по причине отсутствия подтверждения о размещении груза на временное хранение в месте его нахождения может быть связана с тем, что в ДТ отсутствуют сведения о транзитной декларации, что не позволяет установить местонахождения товаров и подтвердить в их отношении завершение таможенной процедуры таможенного транзита.

Последнее обновление: 30 марта 2018 г., 15:52

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International